Главная » 2012 » Январь » 9 » Святки
18.05.2024 в 18:03
0
664

      Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня, которое празднуется Православной Церковью 19 января, называются святками - то есть святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя.Следует различать две традиции в праздновании Святок: христианскую и языческую. В христианской традиции Святки - это празднование Рождества Христова. До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба - Белбога.) По другим источникам это слово происходит от старославянского «святки» - души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой святок были магические обряды, гадания, приметы.

      Крестьяне почитали Рождество в качестве большого праздника. Отмечали его в течение 2-3 дней в кругу семьи. Хозяйки делали стол: варили мясной суп, жаркое, холодец, пекли пироги, лепешки с картофелем, творогом, грибами. На Рождество, но чаще на Новый Год, резали поросенка, ставшего у русских символом плодородия, и готовили блюда из свинины. Ритуальной едой были кутья, блины, а также маленькие булочки в форме овечек, коровок, которые раздавались всем членам семьи. Последний день Рождественского поста соблюдался особенно строго. 

 Повсеместно бытовали характерные для общерусской традиции обычаи: славление Христа, колядование, молодежные вечеринки с играми и хороводами, ряженье, гадание девушек о судьбе.Хозяева с нетерпением ожидали колядовщиков, заранее приготовив для них хлеб, колбасу, пироги, лепешки, деньги. Одаривание хлебом должно было обеспечить хозяевам пожелание со стороны колядовщиков плодородного года. Все полученные дары колядовщики складывали вместе и устраивали общий стол. Обязательность одаривания колядующих обусловливалась также более поздним представлением о том, что коляду пели в основном нищие или очень бедные люди.

  В структуре Святок особо выделяются кануны праздников - три «Коляды» (Рождественская, Васильевская и Крещенская), связанные с поминовением предков и обращением к мифологическому персонажу - Морозу. Все действия, совершаемые в эти дни, были направлены на обеспечение будущего урожая. За всеми этими многочисленными яркими обрядами и событиями, превращающими две святочные недели в чрезвычайно эмоциональное и красочное действо, стоят древние мифологические представления, позволяющие понять место и значимость Святок в ряду праздников календарного цикла. Несмотря на то, что весь святочный период считался в народе временем "без креста", то есть временем, когда только что родившийся Иисус еще не был крещен, особый разгул нечистой силы связывался именно со "страшными вечерами", что отразилось в соответствующем названии. По народной легенде, "в эти страшные вечера Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот, черти, соскучившись в аду, как голодные, набросились на все грешные игрища и придумали, на погибель человеческого рода, бесчисленное множество развлечений, которым с таким азартом предается легкомысленная молодежь" (Максимов С.В., 1994, с.267). В этой легенде сквозь призму христианской морали находят отражение архаичные представления о Святках как о периоде, отмеченном признаком хаотичности в связи с процессом формирования миропорядка, "издержкой" которого является проникновение в мир людей существ "иной" природы.

 

 





Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]